- Стефан
-
СТЕФА́Н (в миру Симеон Ив. Яворский) (1658—1722) — иерарх Рус. правосл. церкви петровской эпохи, публицист, проповедник. Из семьи небогатых шляхтичей. В 1684 окончил Киево-Могилянскую коллегию. Приняв униатство, учился в католич. уч. заведениях Вильно, Львова, Люблина и Познани. В 1687 вернулся в Россию, возвратился в православие и в 1689 постригся в монахи. Преподавал в Киево-Могилянской коллегии, стал ее проф. и префектом. В 1697 — игумен Св.-Никольского Пустынного мон. близ Киева. В 1700, находясь в Москве, на похоронах А. Шеина произнес проповедь, понравившуюся Петру I. Царь приказал посвятить С. в архиереи в великорус. епархию, "где прилично, не в дальнем расстоянии от Москвы". Так он стал Рязанским митр. (апр. 1700), в конце того же года после смерти Патриарха Адриана — Местоблюстителем патриаршего престола, през. Славяно-греко-лат. акад. Петр рассчитывал на поддержку С., человека европ. образованности, свободного от старых моск. традиций. С. действительно сочувствовал полит. и воен. деят-ности Петра, славил его в проповедях. Однако разошелся с царем в понимании роли и места церкви и духовенства в России. Его раздражало ограничение власти Местоблюстителя. Рассчитывая, вероятно, получить высш. церк. сан, С. намекал Петру на необходимость восстановления патриаршества. Осознав, что царь стремился полностью подчинить церковь гос-ву, С. постепенно и осторожно начал превращаться из "Петра Великого дел славных проповедника" в его обличителя. В сочинениях С. появились скрытые намеки на то, что реформы Петра противоречат православию. Недовольство вылилось наружу в проповеди о фискалах 17 марта 1712, в день именин царевича Алексея, "единой надежды страны", по словам С. Он препятствовал посвящению Ф. Прокоповича в епископы, написал "Камень веры" (1718, опубл. в 1728), где изложил правосл. вероучение, доказывал, что церк. власть выше светской, а сторонников церк. преобразований обвинял в протестантизме. Подготовка осн. док-тов церк. реформы прошла мимо С. Будучи противником Дух. Регламента, он тем не менее был назначен през. Синода. В работе Синода участия почти не принимал. В последние годы жизни находился под следствием по подозрению в сочувствии противникам Петра. Талантливый проповедник; его сочинения написаны изысканным, витиеватым языком, полным иносказаний и символов.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.